О «Дне святого Валентина»

Каждый год ближе к 14 февраля западный мир, а вслед за ним и многие наши соотечественники, падкие на все «импортное», впадают в состояние близкое к безумию. Крикливые афиши ночных клубов и дискотек зазывают молодежь на «праздник святого Валентина». Да что клубы! В школах юные ученицы и убеленные сединами педагоги ходят с одинаковыми кокетливыми «сердечками» – именными значками: Наташа, Света, Клавдия Петровна… Телеэкран – о нём и говорить не приходится. Телезрителям не то что внушают – настойчиво вдалбливают в голову: только так, а не иначе, празднуется этот день!

Подарки-«валентинки» – это еще ладно. Но всеобщий разгул блудных страстей, непременно сопровождающий этот «праздник», рисует несведущему человеку вполне определенный образ «святого покровителя влюбленных» – эдакого «любвеобильного весельчака», поощряющего прилюдные объятия и поцелуи… Так неужели это – святой Валентин?! Горько становится от такого отношения к святому. Святому – без кавычек.

Ведь святой Валентин – это не вымышленный персонаж, а вполне реальный святой прославленный всем христианским миром, который почитается как в Католической церкви, так и в Православной. Вымышленным является лишь, то что «притягивают» и приписывают этому святому, в реале являющееся абсолютной ложью, которую благородно называют «легендой».

Итак, легенда гласит: «Однажды римский император Клавдий понял, как повысить боеспособность армии. Если мужчины не будут думать о своих женах, они станут лучше сражаться. Значит, им нужно запретить жениться. Однако община христиан не послушалась: по ночам в римских катакомбах тайно венчали всех влюбленных. Таинство же совершал священник по имени Валентин.

Прознав об этом, власти его арестовали. В темнице он познакомился с прекрасной дочерью надзирателя по имени Юлия. Влюбленный священник перед казнью отправил ей любовное письмо с подписью «Твой Валентин». Впоследствии его канонизировали, провозгласив «покровителем всех влюбленных».

Вот такая замечательная трогательная и романтическая история из года в год широко тиражируется накануне 14 февраля. Мало кто задумывается о том, насколько она реальна. Что характерно, на службах в православных храмах в этот день имя святого Валентина не звучит — там готовятся к празднику Сретения Господня. В костелах тоже не поминают Валентина — католическая церковь 14 февраля чтит память как не странно святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян и покровителей Европы.

Хотя обе церкви почитают мученика Валентина. Точнее, даже нескольких святых с практически идентичной биографией.

О раннехристианских святых мы знаем из так называемых мартироло́гов — списков признанных святых, имена которых приводятся в календарном порядке в соответствии с датой их мученичества и прославления. В одном из них, составленном на рубеже VI-VII веков, вскользь упоминается о священномученике Валентине Римском.

«Он из тех святых, чьи имена справедливо почитаются среди людей, но чьи деяния известны только Богу», — писал в послании верующим в 496 году Папа Римский Геласий I.

Известно лишь, что мученика Валентина Римского казнили на Фламиниевой дороге (Via Flaminia), одной из важнейших транспортных путей II-III веков. Периодически там вывешивали тела преступников. По всей видимости, христиан тоже, так как они были вне закона.

Неподалеку от Рима в раннехристианскую эпоху жил еще один мученик, а точнее священномученик Валентин — епископ города Интерамны (ныне —Те́рни — итальянский город). По преданию, он исцелял больных, приводя их к вере. Этими чудесами навлек на себя гнев римских властей и был казнен усечением меча. Причем тоже на Via Flaminia.

Как мы видим в достоверных источниках ни о каких «тайных венчаниях и защите влюбленных» не говорится. Этих святых мучеников, как и многих других, почитали за подвиг верности Христу.

Но что интересно, память этих мучеников в первом тысячелетии нашей эры действительно чтили в один день — 14 февраля.

То, что святых с одним именем почитают в один день, приводило к путанице. Как известно на Втором Ватиканском соборе* в рамках литургической реформы претерпел ряд изменений и церковный календарь. Многие святые лишились общецерковного статуса. Так же были изменены даты их почитаний. Святой Валентин был исключён из списка святых, чья память обязательна к литургическому почитанию. Память святого отмечается на местном уровне в ряде епархий.

На сегодняшней день у каждой поместной церкви своя литургическая традиция и, соответственно, собственные богослужебные книги с календарными указаниями. Все же в своей полноте традиция делится на западную (Католическую) и восточную (Православную, включающую в себя ряд поместных церквей). В православной традиции** день памяти священномученика Валентина епископа Интерамнского, наиболее известного восточной церкви, празднуется 30 июля/12 августа по н. ст.

Как видим, день смерти и памяти настоящего святого Валентина совсем не совпадает с датой, которая так активно транслируется в массы, да и повода для веселья, вспоминая мученический подвиг человека, совсем нет. Эта дата ни к влюбленным, ни к сердечкам, ни к открыткам-валентинкам никакого отношения не имеет. И в биографии святого Валентина мы не найдем ни одного факта, позволяющего считать его покровителем влюбленных.

Получается, что «Дня влюбленных» нет в церковном календаре – ведь нет святого, покровительствующего влюбленным, не вступившим в брак. Церковь не осуждает любви и особого внимания друг к другу. Но любовь связана с ответственностью, и поэтому Церковь почитает святых, охраняющих супружескую любовь и семейное благополучие. О благополучном вступлении в брак детей родители молятся святителю Николаю Чудотворцу. А для сохранения любви между мужем и женой, давшим обет супружеской верности, обращаются к святому Иоанну Богослову (Апостолу любви), мученикам Адриану и Наталии, святым супругам Петру и Февронии Муромским.

Хочется пожелать нашей молодежи не увлекаться псевдопраздниками, а лучше изучать и уважать собственную православную историю и жития святых.

* Второй Ватиканский собор — XXI Вселенский Собор Католической церкви, открытый по инициативе папы Иоанна XXIII в 1962 и продолжавшийся до 1965 года, собор закрылся уже при папе Павле VI.

** В православии память обоих мучеников празднуется в разные дни: 6 июля (19 н. ст.) — память Валентина Римлянина, священномученика, пресвитера, а 30 июля (12 августа н. ст.) — память Валентина Интерамнского, священномученика, епископа.

Количество просмотров (10)